Архангельской митрополии
Русской Православной Церкви
Официальный сайт

Успенский храм г. Вельска отметил свое 222-летие


			Успенский храм г. Вельска отметил свое 222-летие
		
	
		
Свято-Успенский храм г. Вельска отметил свое 222-летие со дня освящения. В этот день, с раннего утра дети и взрослые украшали яркими шарами дорогу к храму, а также украшали сам храм.

Настоятель храма протоиерей Андрей Ермилов, совершил Божественную литургию, после чего состоялся благодарственный молебен и торжественный Крестный ход вокруг храма.

По окончании торжественного шествия, отец Андрей обратился к верующим с проповедью. В своем обращении к прихожанам, священник рассказал об истории Свято — Успенского храма, об основных вехах жизни прихода на протяжении более двух столетий. Не обошлось и без приятного сюрприза — никто из прихожан не ушёл со службы без сладкого подарка!

«Наш Свято — Успенский храм — единственный в Вельске, оставшийся „в живых“ после трагических событий столетней давности, когда богоборческая власть уничтожала всё, что связано с верой и Богом — исчезали храмы, иконы, люди... Почему-то именно кладбищенским храмам повезло в России больше других. Вот и наш, многострадальный деревянный храм хранит тепло молитв наших предков вот уже 222 года!» — рассказал отец Андрей.

***

В архивных рукописях священника П. Воронова читаем: «В 1702 году последовало запрещение погребать умерших при Соборной церкви, как прежде того водилось. И потому на тот предмет отведено было особое загородное место, где в 1793 году, 15 мая была заложена одноэтажная церковь и доныне существующая».

Из других источников Успенская (кладбищенская) церковь была заложена 15 августа 1795 года при царице Екатерине II, достроена в 1802 г.

Наши предки построили Успенский храм как и многие деревянные дома на Русском Севере по типу зимней и летней избы в одном доме, с любовью и заботой о людях. Более двух веков сохранялась уникальная традиция закрывать (запечатывать) на зиму летнюю церковь, а открывать её на Пасху. На чтении первого часа заботливо закрывались ставни на окнах.

14 сентября 1796 г. состоялось торжественное поднятие пяти крестов на купола Успенской церкви. Согласно летописи Вельского Троицкого собора Успенский храм был освящен 18 сентября 1795 г. «стечение народа на сем торжестве было весьма велико». Службы в храме совершались регулярно во все годы за исключением периода 1936 — 1946 гг., когда он был закрыт советской властью. В годы Великой Отечественной войны здесь устроили мастерские промкомбината — портновскую и сапожную — шили одежду, ремонтировали овечьи шубы, из церковных риз шили тюбитейки. Иконами было разрешено топить печи... Через несколько лет по вине сторожа, который заронил искру и ушел раньше времени, произошел пожар. Здание сильно пострадало и было заброшено. За 15 лет существования советской власти в Архангельской области было закрыто 247 церквей. В Вельске обезглавлен Преображенский собор — снесены купола, разрушен Троицкий собор, на кладбищенской церкви взорвана колокольня.

На 1 марта 1944 г. церковь числилась закрытой «за отказом общины верующих».

26 февраля 1945 года совет по делам РПЦ разрешил открыть Успенскую кладбищенскую церковь.

В 1946 г. зарегистрировали и приходскую общину, настоятелем храма назначили священника протоиерея Леонида Следникова.
  
После о. Леонида Следникова часто менялись настоятели, их было еще 15, пока не был назначен сюда в 1974 г. о. Валентин Таразевич. Без малого 30 лет служил он в этом храме, то было время тотального контроля, все действия согласовывались с уполномоченным по делам религии.

Городской совет заключил с приходом договор о передаче верующим в бесплатное бессрочное пользование церковного здания, сторожки и культового имущества. В описи предметов культа были только 2 иконы — Спасителя и Николая Чудотворца. Еще имелся свечной шкаф без дверок и ящиков и простой стол. Иконостас и престолы отсутствовали. Купола, кресты и колокола к тому времени были сброшены, утварь отобрана под предлогом сбора средств на помощь голодающим, сверху в крыше была дыра от взорванной колокольни, её забили досками. В 34 окнах не было стекол, в двух — вынуты рамы. Община попросила горсовет помочь стройматериалами и транспортом для ремонта церкви. На просьбу ответили отказом.

Постепенно храм стал восстанавливаться силами и средствами прихожан. Два мастера — краснодеревщика выполняли все плотницкие и столярные работы — Василий Феоктистович Кулаков (строитель Вельского краеведческого музея) и Василий Прокопьевич Могутов. В то время на строительстве железной дороги трудились ссыльные, среди них были неравнодушные христиане, инженеры по образованию, предложившие свою помощь и много потрудившихся на ремонтно-восстановительных работах Успенского храма. Уезжая, один из них «оставил» на подоконнике шапку, под которой обнаружились немалые средства, пригодившиеся на многочисленные нужды храма.

Немалый ревностный вклад в благоукрашение храма внесла прихожанка Новикова Елизавета Александровна, прожившая более 90 лет. По образованию белошвейка из Санкт-Петербурга, заботилась о цветах, расшивала ленты на Евангелие, приобрела Крест — распятие (находится на паперти) в Верховажье, а икону — плащаницу Божией Матери привезла из Пюхтицкого монастыря.


Пресс-служба Котласской епархии
10 Октября 2017


Короткая ссылка на новость: http://kotlas-eparhia.ru/~ytnv5

Фотографии для новости:


  

Публикации

Актуальная аналитика

29.09.2017

"Сад памяти" на Бутовском полигоне. О почитании новомучеников

"В личном качестве": реплика Владимира Легойды


29.09.2017

Последний император: 23 даты, определившие жизнь Николая II

Яркие факты из биографии последнего российского царя


28.09.2017

Царственные страстотерпцы

Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее?


27.09.2017

Николай II: 8 мифов о последнем императоре

Ни об одном русском царе не создано столько мифов, сколько о последнем, Николае II. Что же было на самом деле?


26.09.2017

Царская семья перед революцией

Весь внешний и духовный уклад домашней жизни царской семьи представлял собой типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи