Архангельской митрополии
Русской Православной Церкви
Официальный сайт

Новости епархии

Богослужение в Няндоме
Епископ Котласский и Вельский Василий совершил Божественную литургию в храме святых прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Няндомы.
Богослужение в Шенкурске
Епископ Котласский и Вельский Василий совершил Божественную литургию в Зосимо-Савватьевском храме г. Шенкурска.
Торжественное богослужение в день праздника Святой Троицы
23 июня, в день праздника Святой Троицы, епископ Котласский и Вельский Василий совершил Божественную литургию и Великую вечерню с коленопреклонными молитвами в Свято-Стефановском храме, г. Котлас. Владыке сослужили клирики храма.

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени (Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, отсюда и одно из названий - Пятидесятница) окончательно просыпается природа, после долгой зимы начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый. Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа …» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «…мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме…

Вечернее богослужение в канун дня Пятидесятницы
Епископ Котласский и Вельский Василий, в канун праздника Пятидесятницы, 22 июня совершил всенощное бдение в Свято-Стефановском храме г. Котласа.
Божественная литургия в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы
13 июня, в день праздника Вознесения Господня, епископ Котласский и Вельский Василий возглавил торжественное Богослужение в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы. Владыке сослужило духовенство епархии. После литургии был совершен традиционный крестный ход с веригами и власяницей прп. Лонгина Коряжемского. После воскресения Иисус еще в продолжение сорока "дней являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием. Наконец Он, собрав их, сказал им: "Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли... Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им. Возложат руки на больных, и они будут здоровы". После этой беседы с учениками Иисус Христос поднялся у них на глазах на небо, и облако скрыло Его от их взоров. И когда они смотрели на небо во время Его вознесения, вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде и сказали им: "Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". (Евангелие от Марка 16, 15-19; Деяния Апостолов 1, 3-11)
Вечернее Богослужение в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы
12 июня, в канун праздника Вознесения Господня, епископ Василий совершил всеношное бдение в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы.
Поездка в Сольвычегодск
Епископ Котласский и Вельский Василий с рабочей поездкой посетил город Сольвычегодск. Сольвычегодск или по-зырянски Сов-дор (букв. «возле соли, усолье»), основан в XIV веке жителями близлежащего города Чернигова (на реке Чёрной), основанного в свою очередь выходцами из Новгородской земли и жителями соседнего села Выбора, после опустошительного пожара. Впервые упоминается в исторических актах под 1492 годом. В 1515 году недалеко от двух маленьких городов — Чернигова и Выбора Аника Строганов ставит первую соляную варницу на реке Усолке, у озера Солониха. [2]:52 Само название «Сольвычегодск» произошло от того, что первоначально поселились у Соляного озера, отчего ещё в XV веке назывался посад Усолье (или город Усольск). С конца XV - начала XVI веков богатые соляные варницы города и его местонахождение на торговом пути с сибирскими инородцами привлекали поселенцев из Московского государства, в числе которых были Строгановы, хорошо отстроившие город. В это время город называют Соль-Вычегодская. Он не раз горел, особенно сильно в 1579 году, был разорен сибирскими инородцами, а в 1613 году литовцами, однако, в течение XVI и XVII веков представлял значительную крепость. С конца XVII века известен самобытная живописной школой — Усольская эмаль. В 1708 году город в составе Архангелогородской губернии, а в 1719 году вошёл в Великоустюжскую провинцию той же губернии. В 1780 года в составе той же провинции перешёл в Вологодское наместничество и в 1796 году стал уездным городом Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Академик И. И. Лепехин, посетивший Сольвычегодск в 1781 году, нашёл в нём 16 церквей (8 каменных), один монастырь, 400 домов. Солеварение в этот период переживало совершенный упадок. А.Чудинов Перспективный план Сольвычегодска, 1793 год. В 1894 году в городе было 12 каменных церквей, 1 каменный монастырь, 325 домов (9 каменных), 35 лавок (1 каменная), 5 складов товаров (1 каменный). Доходы города составляли 5 489 рублей, расходы 4 269 рублей; городской запасный капитал 5 361 р. Имелись двухклассные училища: мужское и женское, церковно-приходская школа, земская больница и городская богадельня. Занятия жителей: ремесла (37 чел.), отчасти промыслы, фабрик и заводов нет, три ярмарки, с оборотом на 14900 рублей в год. Город был местом политической ссылки. Дядю Пушкина, Павла Исааковича Ганнибала, сослали в Сольвычегодск в 1826 году [3]. В начале XX века в городе проживало 450 ссыльных [4]. В доме, где с 1908 по 1910 год отбывал ссылку Иосиф Виссарионович Сталин, расположен музей политссыльных. В июне 1913 года Сольвычегодск посетил Николай Емельянович Макаренко, издавший в 1918 году монографию «Искусство Древней Руси. У Соли Вычегодской». Борис Иванович Дунаев посетил город, а в 1914 году выпустил книгу «Город Сольвычегодск». [5] С 1937 года город находится в составе в Архангельской области. С 1924 года по 1928 год (в составе Северо-Двинской губернии) и с 1938 года по 1958 год (в составе Архангельской области), Сольвычегодск был центром Сольвычегодского района [6]. Первым историком и краеведом города считается А. И. Соскин.
Божественная Литургия в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы
9 июня, в неделю 6-ю по Пасхе (о слепом), епископ Василий совершил Божественную литургию в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы.
Шестое воскресенье после Пасхи – Неделя о слепом. Однажды Господь Иисус Христос увидел слепого, просящего милостыню. На вопрос учеников, предваривший исцеление, кто согрешил, он или его родители, Христос отвечал, что "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру" (Ин. 9, 3-5). Сказав это, Господь сотворил брение, помазал им очи слепого и сказал ему: "Иди в Силоамскую купель, омой свои глаза и будешь здоровый". Так и случилось. Исцеленный от слепоты, которая была у человека от рождения, стал свидетельствовать о Христе. Тогда первосвященники, старейшины иудейские стали пытать бывшего слепого, спрашивая у него: "кто", "как", "зачем", "почему", "а действительно ли ты был раньше слепой, а может, нет?"; подвергли допросу даже его родителей. И, получив убедительные ответы от самого слепорожденного и от его родителей, какой вывод сделали? "Не от Бога Этот Человек" (Ин. 9, 16), - сказали старейшины, указывая на Христа. Но прозревший возразил: "Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего" (Ин. 9, 33). Законники окончательно были выведены из себя такими словами, и выгнали бывшего слепого вон. На вопрос Христа, верует ли он в Сына Божия, Которого видел и слышал, этот человек сказал: "Верую, Господи! И поклонился Ему" (Ин. 9, 38).
На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3, 23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет. 
Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый (Кондак, гл. 4-й).
Вечернее богослужение в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы
8 июня, в канун недели 6-й по Пасхе, епископ Котласский и Вельский Василий совершил всеношное бдение в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы.
Богослужение в Свято-Стефановском храме г. Котласа
3 июня епископ Котласский и Вельский Василий, в сослужении клириков епархии, совершил торжественное Богослужение в кафедральном Свято-Стефановском храме, в пределе в честь Владимирской иконы Божьей Матери. После Божественной литургии был совершен крестный ход по окончании которого Владыка обратился ко всем молящимся с проповедью.
Всеношное бдение в канун праздника Владимирской иконы Божьей Матери
2 июня, в канун праздника Владимирской Иконы Божьей Матери, епископ Котласский и Вельский Василий совершил Всеношное бдение в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы.
Божественная литургия в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы
2 июня, в неделю 5-ю по Пасхе (о самаряныне) и в день памяти святителя Алексия Московского, епископ Котласский и Вельский Василий совершил Божественную литургию в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы. По заамвонной молитве Владыка совершил освящение иконы Св. благов. князей Петра и Февронии.
Богослужение в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы
1 июня, в канун недели 5-й по Пасхе (Неделя о самаряныне), епископ Котласский и Вельский Василий совершил Всеношное бдение в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы.
28 мая в Няндоме состоялся круглый стол посвященны­й теме "Многодетн­ая семья"
28 мая в г. Няндоме состоялся круглый стол на тему: "Многодетн­ая семья, воспитание и православные традиции" а также был затронут вопрос социальной­ поддержки многодетны­х семей. В рамках круглого стола была проведена беседа, посвященная вопросам православных традиций в воспитании­ детей, роль семьи в формирован­ии и сохранении православных традиций, а также роль семьи в передаче православных традиций подрастающему поколению­. Проводил беседу благочинны­й Няндомског­о округа настоятель­ церкви св. прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворце­в протоиерей­ отец Олег Ежов. По теме "Медико-социального­ служения" беседу провела ведущий специалист­ акушер-гинеколог Няндомской­ ЦРБ Шахова О.А., которая является прихожанкой­ Няндомског­о прихода.
Епископ Василий в неделю 4-ю по Пасхе совершил Божественную литургию в Свято-Богоявленском храме с. Вилегодск
В неделю 4-ю по Пасхе епископ Котласский и Вельский Василий совершил Божественную литургию в Свято-Богоявленском храме с. Вилегодск. Преосвященнейшему Владыке сослужил настоятель храма протоиерей Александр Кучеров и секретарь епархии иерей Василий Яворский.
Епископ Василий совершил Божественную литургию в Котласе
24 мая, в день памяти св.равноапостольных Кирилла и Мефодия, епископ Василий возглавил Божественную литургию. Архипастырю сослужили клирики храма.
Богослужение в Свято-Никольском храме села Никольское
22 мая, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, епископ Котласский и Вельский Василий возглавил Божественную литургию в Свято-Никольском храме села Никольск. После литургии был совершен крестный ход. Владыке сослужили клирики епархии.
Всенощное бдение в Свято-Лонгиновом храме г. Коряжмы
21 мая епископ Котласский и Вельский Василий совершил Всенощное бдение с чтением акафиста Святителю Николаю. Епископу сослужили клирики храма.

  

Публикации

Актуальная аналитика

16.08.2017

История про одного «кровожадного» митрополита

Статья священника Димитрия Фетисова на портале Православие.ру


05.08.2017

Пить или не пить? А в чем вопрос?

«В личном качестве»: реплика Владимира Легойды


28.07.2017

Крещение Руси: о личном

«В личном качестве»: реплика Владимира Легойды


28.07.2017

День Крещения Руси: о личном и общественном

Общественный деятель Владимир Легойда — о примирении братских народов


21.07.2017

«Культурные» надзиратели и права верующих

Александр Щипков — о законопроекте, который коснется объектов религиозного назначения