Архангельской митрополии
Русской Православной Церкви
Официальный сайт

Всенощное бдение в Свято-Лонгиновом храме, г. Коряжмы


			Всенощное бдение в Свято-Лонгиновом храме, г. Коряжмы
		
	
		
3 августа 2014 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, на кануне празднования иконы Божией Матери «Одигитрия» епископ Котласский и Вельский Василий совершил всенощное бдение в Свято-Лонгиновом храме, г. Коряжмы.



Смоленская икона Богоматери — Одигитрии, как говорит предание, написана святым Евангелистом Лукою и прославилась в Греции множеством чудес. Доска, на которой она написана, очень тяжела и так изменилась от времени, что трудно определить, из какого она дерева. Она нагрунтована на клею малом и оклеена холстом. На одной стороне изображена Богоматерь по пояс, правая Ее рука лежит на груди, а левою поддерживает Богомладенца Иисуса, в левой руке держащего книжный свиток, а правою благословляющего. Цвет верхней одежды Богоматери темно-кофейный, нижней — темносиний; а одежда Спасителя темно-зеленая с прозолотью. На другой стороне изображен Иисус Христос на кресте с надписью, внизу вид Иерусалима. При поновлении в Москве надпись написана неправильно, равно прибавлены и предстоящие у креста Богоматерь и Иоанн Богослов, которых прежде не было.
В Россию ее принесли в 1046 году — греческий император Константин Порфирородный благословил ею свою дочь царевну Анну, когда отдавал ее замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Эта икона по его смерти перешла к его сыну Владимиру Мономаху. В 1101 году Владимир Мономах построил в Смоленске храм в честь Богоматери, перенес в него эту святую икону, и с этого времени она стала называться Смоленской.

Из многочисленных чудес, совершавшихся от этой иконы, особенно замечательно спасение Смоленска от татар. В 1239 году татары, разоряя Россию, напали отдельным отрядом на Смоленскую область. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с теплою молитвою к Богоматери, и святая Заступница услышала их молитвы. Татары остановились в Долгомостье в 24 верстах от Смоленска, решив вдруг напасть на город. В это время в дружине смоленского князя был один славянин греческого вероисповедания Меркурий, человек очень благочестивый; его Пресвятая Богородица избрала для спасения города. Ночью на 24 ноября пономарю соборного храма, где стоит чудотворная икона, Богоматерь повелела объявить Меркурию, чтобы он, вооружившись, шел в татарский стан и убил их исполина. Услыша это от пономаря, Меркурий вошел в храм, пал с молитвою пред иконою и вдруг услышал от нее голос: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Ордынский властитель со всею своею ратью и исполином хочет тайно в нынешнюю ночь напасть на град Мой и опустошить его; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его врагам. Иди на встречу врага тайно от народа, святителя и князя, не знающих о нападении, и силой Христа Бога победишь исполина. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победою ожидает тебя там венец мученический, который и примешь от Христа». С радостными слезами, помолясь пред образом Богоматери и призывая Ее на помощь, Меркурий без страха пошел на врагов в средину стана и убил их великана, на силу которого они больше надеялись, чем на свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий с необыкновенной силою отразил все их нападения с помощью молниеносных воинов и Светлой Жены, лик Которой наводил страх на врагов. Перебив множество татар, утомленный Меркурий лег отдохнуть. Татарин, найдя его спящим, отрубил ему голову. Но Господь не хотел оставить тело мученика на поругание. Меркурий сам, как живой, внес свою голову в город. Его тело с честию погребли в соборной церкви. Церковь причла его к лику святых и в память одержанной им победы с помощью Богоматери в Смоленске 24-го ноября совершается всенощное бдение и благодарственный молебен пред чудотворною иконою Богоматери. Железные шишак и туфли, бывшие на Меркурии в день битвы, хранятся в Смоленском Богоявленском соборе.

Святая икона Смоленской Богоматери была принесена в Москву около 1400 года и находилась в Москве на Великокняжеском дворе у Благовещения до 1456 года. Верно определить время принесения этой иконы в Москву невозможно, потому что сказания об этом разные. В русском временнике говорится, что некто Юрга, Пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя к великому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, взял святую икону Одигитрии вместе с другими и привез к великому князю. Думают, что Витовт Смоленскую икону дал своей дочери, великой Московской княгине, Софии, когда в 1398 году она была в Смоленске для свидания с отцом, потому что известно, что Витовт подарил ей много икон греческого письма. Есть еще известие, что последний смоленский князь Юрий Святославич, изгнанный в 1404 году литовским Витовтом, привез в Москву икону Одигитрии вместе с другими иконами.

В 1456 году смоленский епископ Мисаил прибыл в Москву с многими гражданами просить великого князя отпустить святую икону в Смоленск. Посоветовавшись с митрополитом Ионою и боярами, князь решил исполнить просьбу, сняв с иконы список. Все собрались в церковь Благовещения. После молебна и литургии подошли к иконе: князь, митрополит, княгиня и дети князя Иоанн, Юрий, Борис, и младшего сына Андрея принесли на руках. Все с благоговением приложились к иконе. Потом князь, горько плача, вместе с митрополитом вынул святую икону из киота и передал ее епископу Мисаилу; хотя епископ не просил, ему отдали и другие иконы, взятые из Смоленска. Митрополит Иона, взяв одну из этих икон, изображающую Богоматерь с Предвечным Младенцем, сказал: «О епископ! Брат и Сын! Оставь князю, княгине и детям их сию икону в воспоминание этого дня». Подозвав епископа, он вместе с ним взял икону и благословил ею князя, его супругу и детей и отдал ее князю, который с радостными слезами облобызал ее. Потом с крестным ходом проводили икону Смоленскую до монастыря Саввы Освященного, на Девичьем поле и, совершив тут последнее молебствие пред иконою, отпустили ее в Смоленск.
Икону, которою был благословлен князь, поставили в церкви Благовещенья на том месте, где стояла Одигитрия Смоленская и по приказанию князя пред нею каждый день служили молебен. Список с Смоленской Одигитрии князь оставил у себя.

Икону Одигитрию Смоленскую провожали 18-го января в воскресенье. В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память покорения Смоленска основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие пред иконою, когда провожали ее в Смоленск, и установил 28-го июля крестный ход в этот монастырь. Здесь по повелению князя был поставлен список с Смоленской иконы, стоявший в Благовещенском соборе.

В 1666 году Смоленский Архиепископ Варсонофий, по указу государя, возил в Москву для поновления две Смоленские иконы. Одна из этих икон стоит в Смоленском Успенском соборе, а другая, написанная в 1602 году, в церкви над Днепровскими воротами. Эта икона Одигитрии до 1727 года стояла над Днепровскими воротами на башне под нарочно устроенным шатром. В этом году правитель губернской канцелярии — Длотовский получил позволение на свои средства выстроить над воротами деревянную церковь. Через два года выстроили церковь во имя Рождества Богородицы. Наступило время освящения храма. Строитель постился, исповедывался и в день освящения приобщился Святых Таин. После причащения подошел он к иконе Одигитрии и, с радостными слезами, благодарностью и восторгом пал пред иконою на колени, сложил крестообразно руки, преклонил до земли главу и скончался.

В 1802 году над Днепровскими воротами поставили каменную церковь. В 1808 году по приказанию преосвященного Серафима, старинный, серебряный, вызолоченный оклад иконы Одигитрии и жемчужный убрус с каменьями переделаны, оклад украшен разными каменьями и жемчугом, которого также прибавлено с несколькими каменьями и к убрусу.

В 1812 году во время нашествия Наполеона, когда наши войска 5 августа оставляли Смоленск, Смоленская икона, стоявшая в церкви над вратами, была взята артиллерийскою ротою полковника Глухова и с этого времени оставалась при полках 3-й пехотной дивизии, которая сохранила ее при себе до очищения России от неприятеля. Пред нею служили благодарственные молебны; пред нею главнокомандующий войском со слезами молил Богоматерь о помощи и спасении России от страшного врага; накануне знаменитой Бородинской битвы для укрепления воинов ее носили по всему лагерю. Через три месяца, когда неприятели были изгнаны, святую икону возвратили в Смоленск и поставили на прежнем месте. Генерал Коновницын, провожая икону в Смоленск, писал к старшему в городе духовному лицу: «Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали его благоприятным залогом Всевышнего милосердия. Ныне же, когда Всемогущий Господь благословил российское оружие, и с покорением врага город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями князя Михаила Илларионовича Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Богоматери обратно, да водворится она на прежнем месте и прославляется в ней Русский Бог, чудесно карающей кичливого врага, нарушающего спокойствие народов». Вместе с письмом были присланы вклады и приношения 1810 р. асс., 5 червонных золотом и серебра в лому, отнятого у неприятеля, пуд. Так возвратили святую икону в надворную церковь. С этого времени в Смоленске было установлено праздновать в память изгнания врагов 5-го ноября во славу Пресвятой Богородицы.

Главную чудотворную икону, стоявшую в соборной церкви, преосвященный Ириней пред Бородинской битвой принес из Смоленска в Москву. В Москве она была поставлена в церкви Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице. Преосвященный Августин, для торжественного принятия этого образа, посетившего Москву через 4 века, отправил в эту церковь двух архимандритов с крестным ходом и поставил его в Успенском соборе на поклонение народу. Московские жители при виде ее падали на колени, со слезами взывая: «Мати Божия, спаси нас!» 26-го августа, в день Бородинской битвы, в праздник Сретения Владимирской Богоматери Августин с Грузинскими архиереями Поною и Пафнутием в крестном ходе обносил Смоленскую, Иверскую и Владимирскую святые иконы Богоматери вокруг Белого города и Кремлевских стен. В Лефортовском дворце лежали больные и раненые воины. 31-го августа Августин с духовенством отправил к несчастным страдальцам чудотворные иконы Иверскую и Смоленскую. Невозможно описать того чувства, которое выразилось на лицах воинов при виде cвященнослужителей, пришедших к ним со святынею; стоны прекратились, они, забыв невыносимую боль своих ран, с умилением и радостными слезами смотрели на святые иконы. Тут был отслужен молебен с водосвятием. Отсюда иконы возвратились уже в полночь. Перед вступлением неприятеля в Москву икону Смоленской Богоматери преосвященный Ириней вывез в Ярославль, а оттуда по очищении России от неприятеля, она опять была возвращена в Смоленск.

Смоленская икона называется Одигитриею, т. е. Путеводительницею. Разно объясняют это название; иные говорят, что эта икона потому так называется, что Пресвятая Владычица, явившись двум слепцам в Константинополе, указала им путь в храм, где они, помолившись пред Ее иконою, получили исцеление; другие объясняют это тем, что икона сопутствовала греческим царям в их походах против врагов. Но Димитрий Ростовский так объясняет это название: «Пресвятая Владычица именуется Одигитрия, что значит радостная наставница, путеводительница и крепкая помощница. Пречистая Богородица есть для нас радостная Наставница, потому что руководит нас на путь спасения, приводящей к вечной радости. Она — крепкая помощница для нас, немощных, потому что помогает в наших нуждах… Одигитрия — радостная, потому что печаль нашу обращает в радость, плачущих утешает, скорбящим ниспосылает веселие. В этом мире, полном всякого зла и бед, нет радости. Куда мы ни обратим свои взоры, везде видимо не добро, а зло, или явное, или скрытое под видом добра… Этот мир, будучи сам полон зла, может ли дать кому какое-либо добро. Ты его любишь, а он тебя ненавидит; ищешь его, а он бежит от тебя; работаешь ему, а он тебя бьет; хвалишь его, а он над тобою надругается; надеешься на него, а он тебе во всем лжет. Обещает тебе честь, а дает бесчестие; обещает золото, а подает грязь; обещает богатство, но и последнего лишает, что ты имел; обещает мед, а дает желчь; обещает сладость, а дает горечь; обещает хлеб, а подает камень; обещает добро, а дает зло… Кто же обрадует нас, бедствующих среди такого зла? Кто утешит? Подлинно, не другой кто, как только Одигитрия радостная, Пресвятая Владычица наша Богородица, если к Ней прибегнем усердно… Она же, подающая нам радость, Одигитрия, есть наша Наставница, Путеводительница, потому что наставляет грешников на путь покаяния и руководствует их ко спасению, сопутствуя им Своим милосердием, пока проходят путь этой жизни… Она же, Преблагословенная Одигитрия, есть крепкая Помощница нам, немощным, во всех наших нуждах… Сильна Владычица наша, потому что Она — Царица всей видимой и невидимой твари, владеющая и высшим и низшим созданием — и стихии все повинуются Ей, и небо, и земля, и воздух, и море послушны Ей; все противные духи ужасаются и трепещут пред святым Ее именем, зная, что Она — Матерь Божия. Сильна Она на земле, потому что Она стерла главу невидимого змия, Она попрала адскую силу; Ею получаются победы, Ею поражаются враги… Сильна Она на небе, ибо молитвами Своими связывает Бога Крепкого и Сильного, Которого некогда на земли связывала пеленами. Связывает, говорю, Бога молитвами Своими, ибо, когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет наказать нас, Она простирает к Нему молебные руки Свои и удерживает карающую десницу Его, да не погубит грешных беззакониями их. Таким образом Пресвятая Владычица помогает нам и на земле против врагов видимых и невидимых, помогает нам и на небе, умоляя о нас Сына Своего и Бога нашего и спасая нас от праведного гнева Его на нас за грехи наши… Помогает Одигитрия, Крепкая, Помощница, — но кому помогает? Только благонравным и богобоящимся помогает Матерь Божия, избавляет их от великих бед и зол, а развращенным нравом и не имеющим страха Божия не соизволяет посылать помощи. И чего удивительного? Ужели Матерь станет благодетельствовать тем, которые оказываются врагами Сына Ее? Не более ли прогневаться на них, видя, как они своими грехами вторично распинают Сына Ее и ругаются над Ним своими беззакониями?.. Милосердствует Матерь Божия о грешниках, но о каких грешниках? О тех, которые хотя и грешат по немощи человеческой, но скоро раскаиваются и прибегают к Богу и к Ней, Божией Матери, со слезами и теплыми молитвами. Помогает Матерь Божия грешникам, но таким, которые стараются исправить свою жизнь и, удерживаясь от зла, начинают творить добрые дела. Избавляет Матерь Божия от всяких бед и зол не только праведников, но и грешников, — но каких грешников? Тех, которые возвращаются к Отцу Небесному, как блудный сын, воздыхают, биюще в перси свои, как мытарь, плачут у ног Христовых, как грешница, омывающая ноги Его слезами, приносят Ему исповедание, как на крест разбойник. На таких грешников Пречистая Матерь Божия свыше призирает, и на помощь им поспешает, и от великих бед и зол их избавляет, а о грешниках не кающихся не печется».
Икона Божией Матери «Смоленская» («Одигитрия») хранится в городе Смоленске, в соборе Успения Богородицы. Празднуют ей 28 июля/10 августа.

Пресс-служба Котласской епархии
9 Августа 2014


Короткая ссылка на новость: http://kotlas-eparhia.ru/~RkOL2

Фотографии для новости:


  

Публикации

Актуальная аналитика

12.04.2024

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири

Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения


15.02.2024

Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

Святейший Патриарх выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи


01.02.2024

Деятельность Церкви в 2009-2024 гг. Некоторые итоги и цифры

К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла


01.02.2024

К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

Фильм, посвященный 15-летию интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви


26.01.2024

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла