Архангельской митрополии
Русской Православной Церкви
Официальный сайт

Патриаршая проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице после Литургии в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре


			Патриаршая проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице после Литургии в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре
		
	
		

22 октября 2023 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения!


Сегодня евангельское чтение было посвящено воскрешению сына наинской вдовы (Лк. 7:11-16). Это хорошо известное повествование о том, как Господь на пути столкнулся с погребальной процессией. Умерший был единственным сыном вдовы, и Господь, сжалившись над матерью и над всеми теми, кто глубоко ей сострадал, воскрешает юношу.


Воскрешение мертвеца — это событие совершенно невероятное. Когда нечто подобное происходит в наше время, ученые утверждают, что никакой смерти не было, а был летаргический сон, глубокий обморок или еще что-то. Но ведь в Наине имела место реальная смерть, и человек оставался мертвым настолько долго, что уже не оставалось никакой возможности для того, чтобы вновь заработали внутренние органы, обновились клетки, восстановился мозг. Однако Господь действительно возвращает умершего к жизни. Он вновь организует человеческое естество, так что оно становится жизнеспособным. То есть произошло величайшее чудо, и, конечно, оно не могло не поразить тех, кто его видел. Многие уверовали, но были, наверное, и такие, которые пожимали плечами и говорили, что произошло нечто непонятное, что он, может, вовсе и не был мертвый, и находили для себя множество объяснений — просто чтобы отказаться от принятия того, что совершенное было действием Божественной силы.


Но ведь нечто подобное происходит и сейчас. А если кто-то скажет, что в настоящее время чудес не бывает, так ведь, наверное, каждый священник в своей жизни, на исповеди или в беседе с верующими, слышал о необычайных событиях в их жизни, которые можно назвать чудом. И мне приходилось встречаться с такими людьми, и я храню в памяти эти рассказы, причем не было никакого сомнения в том, что человек разумный, трезвый, образованный, лишенный какого бы то ни было сверхмистического отношения к жизни, говорит сущую правду и с ним действительно произошло чудо, хотя, конечно, не столь явное, как с сыном наинской девы.


Что же означает возвращение к жизни человека, уже приговоренного к смерти? С таким событием и я когда-то столкнулся. Человек был списан врачами, его отправили умирать, а он ожил. Не хотел бы говорить о жизни своей семьи, но нечто подобное произошло с моим отцом во время Ленинградской блокады. Он дошел до состояния полного истощения, продолжая оставаться в строю, — он был инженером и руководил строительством укреплений вокруг Ленинграда. Но голод был страшный, и отец упал на улице, потеряв сознание. Его привезли в больницу, и врач, проходя мимо, посмотрел и сказал: «Отправьте в морг». Действительно, так и делали с теми, кого подбирали на улице, и отец лежал в морге, покрытый полотном. Случайно проходила сестричка, приоткрыла его лицо и заметила, что у отца расширился зрачок. И она поняла, что отец жив. А в то время дисциплина была строгая, и врач мог быть наказан, тем более что речь шла об инженере, который руководил строительством укреплений вокруг Ленинграда. И отца стали усиленно кормить, чтобы вывести из тяжелого состояния, и он встал на ноги и остался жив. А в 1947 году, уже после окончания войны, стал священником. Это история из жизни, и для меня нет ничего удивительного в том, что сегодня мы слышали в повествовании о воскрешении сына наинской вдовы.


Господь силой Своей совершает чудеса. Может, не такие радикальные, как в случае с наинской вдовой, но они происходят в нашей жизни. Другое дело, что мы, как я часто говорю, по неведению, забвению или окамененному нечувствию неспособны это серьезно воспринять. Мы непременно начинаем что-то объяснять себе таким образом, чтобы исключить прямое вмешательство Бога в нашу жизнь. Но если не будем какими-то псевдоаргументами объяснять особые события в нашей жизни, то увидим, что рука Божия присутствует на каждом из нас. Только надо повнимательнее смотреть, не пытаясь объяснять естественными обстоятельствами нечто для нас непонятное, что с нами произошло. И тогда, может быть, и увидим руку Божию — то, что и со мной, недостойным, или со мной, недостойной, Господь по милости своей совершил чудо.


Господь присутствует в жизни каждого, но в жизни одного — более радикально, более зримо, а в жизни другого — легким прикосновением. От чего это зависит? А это зависит от самого человека, от того, как он относится к Богу. Если человек верит в Бога, если он призывает Его имя, если он способен отличать Его действия, Его присутствие в своей жизни, то Господь совершает деяния, которые еще более укрепляют веру. Но если человек объясняет нечто удивительное в своей жизни стечением обстоятельств, какой-то внешней силой, не задумываясь о том, что за всем за этим — Господь, то Господь не будет врываться в его жизнь и привлекать его к вере. Потому что вера — дело добровольное, Бог никого силой к Себе не привлекает. Это не значит, что Господь не обращает на нас Свою силу, но Он обращает ее только в ответ на нашу веру и на нашу молитву. А если мы верим в Господа, если мы обращаемся к Нему, то Он слышит нашу молитву, и, думаю, многие из зде стоящих сегодня скажут: «Точно так и было когда-то в моей жизни».


То, о чем мы сегодня говорим, ученые и богословы называют религиозным опытом, то есть реальным опытом соприкосновения с иным миром, с иным бытием, с Господом, с Его благодатью, с Его силой. Но для того чтобы эти удивительные события в нашей жизни мы идентифицировали именно так, а не иначе, чтобы они помогали нам укрепляться в вере, мы должны эту веру иметь. Потому что, как сказано в Слове Божием, в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повинном греху (Прем. 1:4). Душа не должна быть злохудожной, и грех не должен господствовать в нас, — вот тогда нам и будет открыто присутствие Господа Спасителя, Промыслителя и любящего Отца в нашей жизни.


И да поможет всем нам сегодняшнее евангельское чтение в том, чтобы не только воскрешение мертвецов в прошлом или рассказы о невероятных событиях в нынешнее время укрепляли нашу веру, но и наш собственный духовный опыт соприкосновения со Спасителем, через который мы слышим ответ на нашу молитву, а значит, опознаем в нашей жизни Божественное присутствие. Аминь.





Пресс-служба Котласской епархии
23 Октября 2023


Короткая ссылка на новость: http://kotlas-eparhia.ru/~1vtNn



  

Публикации

Актуальная аналитика

26.01.2024

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла


07.01.2024

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1»

Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы генерального директора ТАСС А.О. Кондрашова


27.12.2023

О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года


07.12.2023

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на юбилейном заседании Межрелигиозного совета России

Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом на юбилейном заседании Межрелигиозного совета России


29.11.2023

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора

Святейший Патриарх выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира».