Архангельской митрополии
Русской Православной Церкви
Официальный сайт

В.Р. Легойда: Отношение к COVID-19 не должно разделять Церковь


			В.Р. Легойда: Отношение к COVID-19 не должно разделять Церковь
		
	
		

Русская Православная Церковь впервые отмечает Крещение Господне в условиях пандемии коронавируса. О духовных смыслах, которые открывает людям это непростое время, о ныряниях в прорубь, гаданиях и других народных традициях, о проверках антивирусных мер в храмах, о добровольности вакцинации и прививках духовенства, о ковид-диссиденте бывшем схиигумене Романове, об экс-протодиаконе Кураеве и задачах дисциплинарной комиссии по расследованию нарушений священнослужителей в эксклюзивном интервью РИА «Новости» рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.


— Владимир Романович, каков смысл праздника Крещения Господня? И как вы относитесь к сопровождающим его народным традициям и забавам, к купаниям в проруби, очередям за крещенской святой водой или гаданиям? Понимаю, что гадаете вряд ли, но вдруг погружаетесь в прорубь?


— В праздновании Крещения Господня я бы разделил церковное и народное измерения. Они присутствуют во многих православных праздниках в России и других странах, где есть Православные Церкви. Два этих измерения могут где-то пересекаться.


Церковное празднование — это богослужение и великое освящение воды в память принятия Христом Крещения от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Праздник Крещения называется также Богоявлением, потому что, как говорит Священное Писание, на Иисуса снизошел Дух Святой в виде голубя, засвидетельствовав, что крещаемый — Богочеловек, Спаситель мира.


Что касается благочестивого обычая погружения в реки и иные водоемы в день Крещения, то он прочно вошел в традицию празднования, относясь к «народному измерению». Погружаться в освященную воду нужно, как сказал Святейший Патриарх, осознавая, что это соприкосновение святыне, осеняя себя крестом и молясь о себе и своих близких. Недопустимо превращать погружение в освященную воду в подобие моржевания со спиртными напитками и прочими неподобающими празднику развлечениями.


Крещенское купание не является свидетельством праведности само по себе, каждый решает, позволяет ли ему здоровье и выносливость погружаться в ледяную купель. И если человек принимает такое решение, то должен делать это с верой и молитвой, а не для забавы и удали.


Лично я в этом году в прорубь не окунался, а в предыдущие годы бывало по-разному. Многие мои знакомые в крещенских купаниях участвуют.


Что касается гадания и прочих оккультных развлечений в святки, то ничего более несовместимого с православным вероучением я и представить себе не могу. Языческие практики подобного рода — самый короткий путь лишить себя благодати и радости, который приносит в мир Богомладенец Иисус.


— Каковы главные отличия празднования Крещения в 2021 году из-за пандемии? Какие антивирусные меры обязательны на богослужениях и при посещении храмов теми, кто пришел только за крещенской водой?


— Главное отличие празднования Крещения в период пандемии носит внешний характер и заключается в необходимости исполнять все предписанные ранее Священным Синодом санитарно-эпидемиологические меры: масочный режим в очередях за крещенской водой и на богослужениях и социальное дистанцирование.


Сами же по себе крещенские купания, как представляется, не создают дополнительной угрозы заражения коронавирусной инфекцией. Ведь на открытом воздухе соблюдать безопасную дистанцию гораздо проще, чем в помещении. На открытом воздухе, как правило, раздают и крещенскую воду.


— Во всех ли епархиях в храмах сегодня обязательны маски, перчатки и социальная дистанция? Кто контролирует соблюдение санитарных требований в храмах, бывают ли проверки от священноначалия или Роспотребнадзора?


— Мне кажется, что в большинстве наших храмов и монастырей пользуются средствами индивидуальной защиты, дезинфицируют поверхности, проветривают помещения и исполняют другие необходимые антивирусные меры.


Что касается контроля, то не сомневаюсь, что христианская ответственность настоятеля и прихожан — лучшая гарантия безопасности. Необходимости в каких-то специальных проверках я не вижу.


— Почти год уже мы живем в новых реалиях пандемии коронавируса и различных ограничений. Открывают ли постигшие мир испытания новые смыслы в праздновании Рождества Христова, новолетия, Крещения? Эпидемия для вас — это случайность или наказание человечеству, за какие грехи или ради каких изменений?


— Сам по себе смысл христианских праздников на протяжении веков остается неизменен, несмотря на эпидемии и иные катастрофические события. Нет отдельного Евангелия для пандемий и для времен сравнительного благополучия. Христианская община переживала куда более сложные времена чем те, свидетелями которых нам сейчас пришлось стать.


А вот для себя лично мы могли бы раскрыть какие-то новые смыслы. И прежде всего способность ценить то, что у нас есть. Как говорится, подлинное значение кислорода мы понимаем, когда его не хватает для дыхания. Так в случае с эпидемией, мы осознали, насколько ценно участие богослужениях, в церковно-приходской жизни. Что это не нечто само собой разумеющееся, а дар Божий и Его милость к нам, за которую надо благодарить.


Что касается второй части вопроса, то мы, христиане, знаем, что наш мир помрачен грехопадением человека. Все, что в нем есть плохого, в том числе и болезни, связано с нашим отступлением от Бога, первородным грехом. Бог же не наказывает человечество, а, напротив, дает каждому возможность уподобиться Ему в делах милосердия и любви. Эпидемия дает каждому из нас множество таких поводов.


— Приемлемо ли в Церкви выражать разные мнения по поводу пандемии — от паники до ковид-диссидентства, и каковы границы подобного самовыражения?


— Вопрос отношения к эпидемии коронавируса не является догматическим, поэтому он не может и не должен разделять Церковь. И внутри Церкви, и вне ее есть разные суждения о степени опасности, которые несет в себе коронавирусная инфекция. Это связано в том числе и с тем, что некоторые переносят ее как легкую простуду, а некоторые попадают в реанимацию на ИВЛ.


Мы должны с любовью и терпением относиться к нашим собратьям, независимо от того, что они думают про это поветрие. Важно следовать всем предписаниям священноначалия, не подвергать друг друга угрозе заражения, использовать средства защиты — это наш общий христианский долг.


— Что будет с экс-схиигуменом Сергием Романовым, отлученным в сентябре от Церкви? Как вы прокомментируете объявленную им в заключении голодовку?


— Бывший схиигумен Сергий более не является членом Церкви. Но это не исключает возможности келейно молиться о его вразумлении для тех, кто его знал. Нет ничего радостнее для Бога, чем раскаяние грешника. Поэтому, по-прежнему, Церковь ждет и надеется на исправление отпавших.


Что касается объявленной Романовым голодовки, то мне сложно это комментировать. Насколько мне известно, сейчас он голодовку прекратил, в ухудшении состояния его здоровья никто не заинтересован.


— Что вы думаете о вакцинации от коронавируса? Насколько, на ваш взгляд, важен принцип добровольности прививки? Много ли архиереев, священников и монашествующих уже привились от коронавируса или намерены это сделать при возможности?


— Вакцинация — решающее средство победы над многими эпидемиологическими заболеваниями. Церковь никогда не выступала против прививок как таковых, как, впрочем, и абсолютного большинства иных форм медицинского вмешательства.


Однако принцип добровольности вакцинации является чрезвычайно важным с точки зрения уважения свободы и достоинства человека.


Любой дееспособный взрослый человек должен принимать решение сделать прививку самостоятельно. И, конечно, нельзя допускать поражения в правах тех, кто по какой-либо причине, включая медицинские предписания, не может вакцинироваться.


Некоторые архиереи и священники по своему выбору уже привились от коронавируса, но они не навязывают никому свое решение.


— Синод в декабре 2020 года учредил общецерковную дисциплинарную комиссию для более тщательного расследования правонарушений со стороны священнослужителей. Почему именно сейчас было принято такое решение, в связи с возросшим числом правонарушений?


— Никакого возросшего числа нарушений норм канонического права со стороны священнослужителей я не наблюдаю. Вместе с тем, считаю, что для более качественного расследования подобных нарушений необходимо создавать эффективные органы, укомплектованные профессиональными кадрами. Убежден, что данная комиссия станет прежде всего орудием профилактики подобных нарушений.


— Как вы оцениваете прошение Кураева к Патриарху о пересмотре дела в епархиальном суде, насколько вероятен пересмотр? Какой вы видите его дальнейшую судьбу в Церкви?


— Уже не первый год я не даю никаких публичных оценок деятельности Кураева. Сейчас их оценил суд. Кураев воспользовался правом подать соответствующее прошение, апелляцию. Оно будет изучено судом, учитывая все складывающиеся обстоятельства.


Его будущее, как мне представляется, в первую очередь зависит от него самого. В общем, как будущее каждого из нас. От того, какие он сделает выводы из сложившейся ситуации и как будет себя вести.





Пресс-служба Котласской епархии
21 Января 2021


Короткая ссылка на новость: http://kotlas-eparhia.ru/~fQk2n



  

Публикации

Актуальная аналитика

20.11.2020

Священный Синод констатировал невозможность евхаристического общения с Архиепископом Кипрским Хризостомом

20 ноября 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были рассмотрены последствия поминовения Предстоятелем Кипрской Православной Церкви раскольнической структуры, действующей на Украине


28.10.2020

Как помочь человеку с алкогольной зависимостью?

Церковь всегда готова прийти на помощь алкоголезависимым и их родственникам. Более 500 православных организаций, в том числе более 60 реабилитационных центров, помогают людям избавиться от алкогольной зависимости


19.10.2020

Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение церковного суда Екатеринбургской епархии об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)


26.08.2020

Доклад председателя Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции на заседании Священного Синода 25 августа 2020 года

Управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий выступил с докладом, посвященным деятельности Рабочей группы в период пандемии


26.08.2020

Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием

Послание было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 25 августа 2020 года (журнал № 45)