Архангельской митрополии
Русской Православной Церкви
Официальный сайт

О церковном браке и «церковном разводе»


			О церковном браке и «церковном разводе»
		
	
		

«Русская Православная Церковь запретила однополые браки». Такие заголовки недавно появились в некоторых СМИ во время работы Архиерейского Собора. Это журналисты так отреагировали на принятие документа «О канонических аспектах церковного брака». Немного странно отреагировали, конечно. Такой заголовок подразумевает, будто раньше Церковь подобные, с позволения сказать, браки, признавала. Но это, конечно, не так. Не признавала и не собирается признавать. О чем, действительно, сказано в документе. Только далеко не в первый раз. В очередной. Но сказано однозначно. Текст и начинается важным и весьма смелым по нынешним временам утверждением: «брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины».


Документ опубликован на официальном сайте Русской Церкви Патриархия.Ру. Любой желающий может с ним ознакомиться. В целом, там действительно суммируется ряд позиций Церкви в этом вопросе. Но есть и новые положения. Хочу обратить ваше внимание всего на два.


Первое. Согласно документу, «Церковь не разрешает венчать ранее состоявших в трех браках». Что здесь нового? Дело в том, что практика венчаний в таких случаях была разной. Конечно, Церковь вообще выступает за один брак и любое его расторжения рассматривает как трагедию. Но, по пастырскому снисхождению, допускает второй и даже третий, если на то есть серьезные, уважительные причины. Так вот раньше не было универсального подхода: считать ли только венчанные браки или также невенчанные, но зарегистрированные государством? Ведь Церковь признает и государственные браки. Потому считали по-разному. Сейчас документ определяет однозначно: считаются и те, и другие.


И второе. Раз есть второй и даже третий церковный брак, значит, есть и церковный развод? Нет. Такого термина не существует в каноническом поле. Нет его и в данном документе. А что тогда есть? Есть ситуации, когда церковный брак может быть признан утратившим каноническую силу. Собственно, это и дает возможность заключения нового брака. В документе уточняются те причины, по которым ранее венчанный брак может считаться утратившим силу. В разные времена число таких обстоятельств было разным. Нынешний документ насчитывает их одиннадцать. Но я сейчас не о конкретных причинах. Я о другом, более важном. Когда Церковь говорит, что при определенных обстоятельствах брак может считаться утратившим каноническую силу, ключевое слово здесь «может». То есть «может» — это не значит «должен». В документе прямо говорится, цитирую: «Священнослужителям вменяется в обязанность всячески увещевать лиц, ищущих развода, не принимать поспешных решений, но, по возможности, примириться и сохранить свой брак».


А почему надо пытаться сохранить даже такой брак, который дал серьезную трещину? Да потому что любовь сильнее всего. И это самое главное.


Пресс-служба Котласской епархии
18 Декабря 2017


Короткая ссылка на новость: http://kotlas-eparhia.ru/~jQW9s



  

Публикации

Актуальная аналитика

23.01.2018

Святейший Патриарх Кирилл призвал паству к участию в выборах Президента РФ

Открывая заседание Высшего Церковного Совета, Святейший Патриарх призвал всех принять участие в выборах


22.01.2018

Церковь занимается не прогнозами, а людьми

Владимир Легойда — о том, как Церковь ведет диалог с государством и молодежью и какие важнейшие проблемы стоят перед нею сегодня


29.12.2017

Владимир Легойда: Верую, ибо достойно. Рождественское

«В личном качестве»: реплика Владимира Легойды


29.12.2017

Рождество: почему и зачем Бог стал Человеком?

Владимир Легойда — о том, про что стоит задуматься в преддверии одного из главных православных праздников


15.12.2017

О церковном браке и «церковном разводе»

«В личном качестве»: реплика Владимира Легойды