Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти мученицы Татианы после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы
25 января 2015 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые руководители высших учебных заведений, дорогие профессора, преподаватели и студенты! Братья и сестры!
Сегодня, в день памяти святой мученицы Татианы, покровительницы российского студенчества, мы впервые проводим богослужение в Храме Христа Спасителя с тем, чтобы учащиеся различных вузов Москвы, и не только Москвы, могли бы вместе помолиться в этом главном храме нашей Церкви.
Я рад видеть тысячи и тысячи студентов, наших добровольцев, а также профессоров, преподавателей, которые сегодня молились в этом храме вместе с Патриархом, епископатом и с теми священнослужителями, которые закончили московские вузы.
Сегодняшний день памяти святой мученицы Татианы совпадает с воскресением, которое на языке церковного устава именуется Неделей о Закхее. С этой недели в богослужебные тексты включаются темы, связанные с Великим постом, и читается Евангелие об истории мытаря, то есть сборщика податей, человека, который собирал деньги у своих единоплеменников, чтобы передать их в качестве дани оккупантам, римской администрации. Как в таких случаях бывает, у людей, получавших в свои руки большие средства, возникал соблазн часть этих средств положить в свой карман, а потому они и возлагали на народ свой бремена неудобоносимые. Люди знали о том, что эти сборщики податей не только в
Что же описывается в сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 19:1–10)? Один из этих мытарей по имени Закхей, зная, что Иисус Христос будет проходить через Иерихон (а именно там мытарь жил и работал), почувствовал непреодолимое желание увидеть Его. Захкей был мал ростом, и чтобы увидеть
И в ответ на это Закхей говорит: «Если кого обидел, вчетверо воздам», отдам имение свое, чтобы тех, кого обидел, удовлетворить. Он не говорит буквально, но смысл таков — чтобы вернуть награбленное, и даже больше. И Господь оправдывает Закхея. Он еще ничего не сделал, ни одной монетки не вернул, но влез не дерево, чтобы увидеть Спасителя и пообещал вернуть награбленное. И Господь оправдывает Закхея.
И мученица Татиана — удивительный персонаж. Совсем молодая девушка, почти девочка, дочь человека, который четырежды избирался римским консулом. Во времена гонения на христиан при Септимии Севере, императоре, который царствовал в середине III века, она подвергается страшным мучениям, потому что
А есть
Эти две истории помогают нам понять, что те природные силы, которые вложены Господом в человека, способны подтолкнуть его на великие свершения. Но эти великие свершения берутся только подвигом. А подвиг есть способность человека пожертвовать собой ради высшей идеи, ради веры, ради Божией правды.
Все то, о чем я говорю, сегодня не является очевидной истиной для многих, потому что в течение десятилетий в нашей стране, а если говорить о окружающем нас мире, то и в течение столетий, формировался совершенно иной идеал жизни — никаких подвигов совершать не надо, нужно поступать так, как тебе выгодно. В первую очередь твои усилия должны быть направлены на то, чтобы иметь больше денег, а затем на то, чтобы с умом деньги тратить, получая как можно больше удовольствий и того, что создает комфорт для жизни.
А подвиг, где он? Может быть, он
Кстати, сверхчеловек — это тоже некий идеал современной цивилизации. Но невозможно стать сверхчеловеком без внутреннего подвига. Никакие тренировки в тренажерных залах не сделают человека способным на подвиг. Никакие выигрыши на популярных теперь шоу, связанных с демонстрацией мышц, не сделают человека способным на подвиг. Эту способность Бог заложил в наше сердце и в нашу душу, в наш разум. И как важно сегодня нам не дать разрушить эту свою внутреннюю силу, подчиняясь ложным, опасным и греховным стереотипам мысли и жизни!
Сегодня верующие люди сталкиваются со многими проблемами и трудностями. Мы живем в мире, где правда переплетена с ложью, где иногда очень честные и порядочные лозунги используются для оправдания зла. Вот и недавно мы были свидетелями трагических событий во Франции, когда были убиты ни в чем не повинные люди. Кто же не ощутит боли в своем сердце от убиения невинных людей? И вместе с этим мы не можем одновременно не сочувствовать и страданию в других местах, где умирает гораздо большее количество ни в чем не виновных людей. В первую очередь я имею в виду землю Донецкую и Луганскую, где сегодня проливается кровь ни в чем не повинных людей. И потому естественное чувство, которое посещает разумного и нормального человека, это стремление противостоять тому, что приводит к этим невинным жертвам, чтобы такого не совершалось более.
Но хитросплетения мира сего даже такие очевидные человеческие чувства, как солидарность с невинными жертвами, вплетают в некую страшную и греховную канву. И как можно было соединить в одном протесте, в одном порыве людей, сострадающих жертвам терроризма с защитой и оправданием страшных кощунств! Думаю, что почти никто, из стоящих в этом храме, не видел опубликованных в известном издании кощунственных карикатур на Господа Бога и Святую Троицу. Эти карикатуры еще более отвратительны и непристойны, чем те, которые вызвали протесты среди мусульман. И поэтому сегодня, говоря «нет» терроризму, убийствам, насилию, мы говорим также «нет» стремлению определенных групп людей издеваться над религиозными чувствами верующих.
Я благодарю Бога, что народ наш не соблазнился на опасные идеи, связанные будто бы с тем, что во имя свободы человеческого выбора можно совершать любое безобразие. Нет, свобода заканчивается там, где начинается человеческое безобразие, где начинается пошлость, где начинается разврат, где начинается разрушение нравственной природы человека. И когда мы сегодня говорим о героизме, мы говорим, в том числе, о способности людей жить своим умом, питаться истоками нравственного чувства и быть в состоянии хранить свою веру и нравственное чувство, защищая своих ближних от угроз, в том числе и связанных с терроризмом. Без этого человек никогда не будет способен совершить подвиг и возвыситься до тех высот, на которых со смирением и, конечно, с улыбкой стояла юная Татиана, бросившая вызов пошлости и жестокости того времени.
Может казаться, что исторически случайно — но у Бога ничего не случайно — именно этот день стал Днем российского студенчества, с которым я вас всех сердечно и поздравляю. Аминь.
Пресс-служба Котласской епархии
26 Января 2015
Новости
Публикации
Актуальная аналитика
12.04.2024
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов СибириСвятейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения
15.02.2024
Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежиСвятейший Патриарх выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи
01.02.2024
Деятельность Церкви в 2009-2024 гг. Некоторые итоги и цифрыК 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
01.02.2024
К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха КириллаФильм, посвященный 15-летию интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви
26.01.2024
Кормчий Русской Церкви на ее историческом поворотеРусская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла